Все ли рассылки рекламные

Недавно в законе увеличились штрафы за незаконную рекламную рассылку: для юридических лиц они теперь доходят до 1 миллиона рублей. Стало еще важнее видеть грань между рекламной и нерекламной рассылкой, ведь последняя такой штраф не повлечет.

Рекламные рассылки

Если вы пишите о плюсах компании, о продукте, акциях, рассылка с вероятностью 99% будет рекламной. Почему?

Для рекламы важны:
а) адресованность неопределенному кругу лиц;
б) привлечение внимания к объекту рекламирования.

Многие думают, что первый признак можно обойти, указав в тексте рассылки имя клиента. Но это ошибка. Если текст сформулирован так, что он может быть интересен нескольким лицам, его признают адресованным неопределенному кругу лиц. Часто против компаний играет тот факт, что они рассылали идентичные письма по множеству адресов, меняя лишь имена.

Примеры квази-персональных сообщений, которые признали рекламой:
«Уважаемый …, только 4 дня с 11 по 14 августа у ВАС есть уникальная возможность получить кредит по специальной ставке от 19,9 % годовых. Ваш промо-код 0714»1.
«Осень-отличное время для приятных перемен! Николай, получите 89000 руб. на новый ремонт под 6,9% в первый год! А разницу потратите на что захотите. Не забудьте сообщить нашему сотруднику свой промокод 1144842134»2.

Что касается второго критерия, то он при рассылках соблюдается, если в тексте письма есть информация о товарах или услугах, скидках и выгодных предложениях, позитивное описание компании, призывы что-то купить или посетить. Дело в том, что при рассылках пользователь не контролирует поступление ему информации, в отличие от рекламы в Интернете, где он нужную информацию находит сам. А значит уже заведомо есть привлечение внимания, так думает регулятор.

Нерекламные рассылки

Однако есть отдельные случаи, когда рассылку рекламой не признают. Для этого нужны либо адресность, либо отсутствие объекта рекламирования, к которому привлекается внимание.

Несколько примеров:

Сообщения с индивидуальными ссылками для завершения регистрации или для получения услуги. Например, не признали рекламой СМС от микрофинансовой организации со ссылкой на подписание договора займа, для которого пользователь ранее заполнил анкету3.

Сообщения, которые компания должна отправить клиенту в силу закона. Например, это касается операторов связи, которые обязаны информировать об изменении стоимости услуг4.

Наконец, один из важнейших видов нерекламных сообщений – информация о приобретенном товаре или услуге. Часто клиентоориентированные компании отправляют пользователями письма, где рассказывают, как пользоваться приобретенным сервисом5, какой контент есть внутри6, какие бесплатные функции можно использовать7. Все это не признается рекламой, поскольку касается того, что клиент уже приобрел, и не мотивирует приобретать что-то новое.

Эти случаи-исключения помогают отбиться от штрафа.

Если вы столкнулись с жалобой на незаконную рекламную рассылку, напишите нам на info@legleon.ru.

1 Решение Московского областного УФАС по делу № 08-21/53-14 от 27.11.2024.
2 Постановление Курганского УФАС по делу № 045/04/14.3-73/2021 от 21.07.2021.
3 Определение Новосибирского УФАС о прекращении производства по делу №054/05/18-43/2021 от 10.02.2021.
4 Руководство ФАС по соблюдению обязательных требований «Понятие реклама» (п. 7).
5 Определение Ярославского УФАС России от 16.08.2021 № 076/05/18-480/2021, 076/05/18-409/2021 "О прекращении производства".
6 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.02.2022 № Ф05-35541/2021 по делу № А40-50244/21-139-361.
7 Определение Кемеровского УФАС России от 29.08.2023 по делу № 042/05/18-823/2023 "О прекращении производства".
Made on
Tilda