Уже почти два года государственные и муниципальные образовательные организации обязаны вести страницы в социальных сетях «ВКонтакте» или «Одноклассники» (
ч. 1.1 ст. 10 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов»). Сложно поверить, что неидеальное исполнение этой обязанности может обойтись в сумму больше миллиона. Сложно, но это так.
Что говорит профильный закон?Сами нормы о госпабликах обязывают размещать не так много информации: наименование организации, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов, информацию об официальном сайте, иную информацию об организации и ее деятельности. Что есть «иная информация», определяет сама организация. Конечно, есть
методические рекомендации, но они не носят обязательного характера.
Но даже если организация не разместит что-то из этой информации, последствие не такое уж серьезное – штраф на должностное лицо от 3 до 5 тысяч (
ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ).
Но где тогда миллион?Возможные проблемы кроются совсем не в нормах о госпабликах. Они в других сферах, самые популярные и денежные из них – интеллектуальная собственность, персональные данные и реклама.
Интеллектуальная собственностьГоспаблики требуют текстов, картинок и видео. Все это интеллектуальная собственность. Согласитесь, часто бывает, что текст есть, но нет картинки. 99% людей идут в google или яндекс.картинки, где берут чужие объекты интеллектуальной собственности. Или наоборот: картинка есть, но нужен текст, который тоже берется на сторонних ресурсах.
Любое подобное действие грозит выплатой компенсации от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Риск становится все реальнее, учитывая рост активности правообладателей и современные механизмы поиска заимствований в сети.
Персональные данныеГоспаблики, особенно в образовании, предполагают множество постов про детей, родителей, учителей. Упоминаются имена, размещаются фотографии – все это подпадает под персональные данные. А обрабатывать персональные данные можно только тогда, когда есть законное основание. Нет законного основания – есть риск штрафа от 60 до 100 тысяч рублей (
ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).
РекламаЕсли в госпаблике появляется информация не про организацию, владеющую госпабликом, а также слишком выделяющаяся на общем фоне информация про саму организацию (например, пост с крайне активными призывами что-то купить на общем фоне нейтральных постов про текущую деятельность), такая информация может быть квалифицирована в качестве рекламы.
Признание информации рекламой влечет множество требований к ее содержанию, а также обязанность по маркировке. Несоблюдение таких правил обернется штрафом в среднем от 100 до 500 тысяч рублей (
ст. 14.3 КоАП РФ).
ВыводЕсли сложить все упомянутые суммы, миллион набирается легко. Но только платить его не очень приятно.
В ближайшее время мы планируем провести открытый вебинар по госпабликам образовательных организаций, где дадим подробные рекомендации по минимизации рисков. Открыта
предварительная регистрация, о дате сообщим чуть позже.